У Константина Георгиевича Паустовского довольно непростая родословная. В его роду были и украинцы, и поляки, и даже бабушка-турчанка, которую его дед по отцу привез из турецкого плена (в
крещении ей было дано новое удивительное имя Гонората).
Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года, но с шести лет жил в Киеве вместе с родителями, двумя братьями и сестрой.
Отец будущего знаменитого писателя был выходцем из казаков. В числе его предков значится Петр Сагайдачный - гетман Запорожской Сечи, значимая историческая личность.
Мать Мария Григорьевна была домохозяйкой - воспитывала детей и вела хозяйство. По материнской линии бабушка Паустовского являлась полькой, ревностной католичкой, бравшей внука-дошкольника при неодобрении его отца (тот был атеистом) на поклонение католическим святыням в Царство Польское, и эти детские впечатления глубоко запали в душу писателя.
Паустовского еще при жизни называли романтиком: и читатели, и коллеги Константина Георгиевича считали, что своими произведениями он прокладывал путь к идеалу, искал гармонию человека и природы. Все его тексты необыкновенно музыкальны, а это значит, что чуткий внутренний слух (сердца) подкреплялся напряженной писательской работой.
Книги классика отечественной литературы XX века переведены на многие языки – в одной только Франции издано не менее десяти его произведений. Паустовского ценили и писатели-современники - такие как Владимир Солоухин и Виктор Шкловский, звезды Голливуда...
В середине 50-х – 60-е годы к Константину Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году.
Фото, сделанное в 1964 году, надолго вошло в историю и облетело почти весь мир. Что же в нём особенного?
На этом снимке запечатлена знаменитая актриса Марлен Дитрих, которая опустилась на коленях перед каким-то мужчиной. Кто же этот мужчина и что заставило звезду мирового масштаба склонить перед ним голову?
Юная Марлен Дитрих очень любила читать. Однажды ей попал в руки рассказ Константина Паустовского «Телеграмма», переведённый на английский язык.
«Телеграмма» так тронула Марлен, что она уже не могла забыть ни название рассказа, ни имя писателя. В своей автобиографической книге «Рассуждения» актриса написала:
«Он произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском… Он в то время был болен, лежал в больнице.
Когда Дитрих приехала в Советский Союз, её спросили, что бы она хотела увидеть здесь. И звезда ответила: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!»
Хотя Паустовский был уже тяжело болен, его разыскали и пригласили на встречу с Марлен. Он не отказался. И то, что произошло тем вечером, вошло в историю.
Пожилой Паустовский вышел на сцену, чуть пошатываясь. И тут мировая звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, вдруг, не сказав ни слова, опустилась перед ним на колени в своем сверкающем вечернем наряде. Платье было таким узким, что нитки стали лопаться, и камни посыпались по сцене. Но Дитрих не обращала на это внимания.
Она поцеловала руку Константина Георгиевича, а потом прижала её к своему лицу, залитому слезами. Весь зал сначала замер, а потом люди потихоньку начали вставать. Внезапно тишина сменилась ошеломительными аплодисментами.
Когда Паустовского усадили в кресло и зал затих, Марлен призналась в своей старой любви к рассказу «Телеграмма» и её автору. «С тех пор я чувствовала некий долг- поцеловать руку писателя, который это написал. И вот - сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо!» - сказал актриса.
Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии.
Сам автор, перенесший несколько инфарктов на фоне астмы, относился к славе скептически. Писатель А. В. Ионов в своих воспоминаниях («Три часа с писателем») приводит слова Паустовского, удивленного назойливым вниманием посетителей: «Идут как на какое-то поклонение. Что я, Толстой, что ли? Зачем это нужно?!»
Лариса Малько,
ведущий методист МКУК «МЦБС ГГО»